Кредитование
юридических лиц требует ювелирного подхода. О своем сотрудничестве с «дочкой»
ВЭБа, стратегиях выживания нишевых коммерческих банков в современных российских
условиях, особенностях качественного риск-менеджмента и планах по расширению
бизнеса рассказал председатель совета директоров банка - Дмитрий Леус.
Часть I
|
Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru
|
-
Дмитрий Исаакович, дайте, пожалуйста, свою оценку состоянию российской
экономики. Ощущает ли банковский сектор стагнацию, о которой ряд аналитиков
заявляет в последнее время?
-
Давать оценки и уж тем более прогнозы для любого настоящего профессионала –
дело неблагодарное. Экономическая жизнь в России, да и в мире так устроена, что
никто из специалистов не владеет полнотой информации, опираясь на которую можно
было бы сделать правдоподобный прогноз. Даже самые опытные эксперты, в
совершенстве владеющие многообразными методами аналитики, не спешат делать
какие-либо однозначные заявления. Я бы тоже воздержался от прогнозов и
эффектных рассуждений, но готов поделиться своим видением той ситуации, которая
сегодня воцарилась на рынке.
По
моему ощущению, каких-то резких кризисных явлений или коллапса не предвидится.
Возможно наступление медленной стагнации, к которой нужно будет какое-то время
приспосабливаться. Банковскому сектору, регулятору и самому бизнесу в этих
условиях придется менять подходы к основной деятельности. Для выживания и
эффективной работы в такой ситуации от всех участников потребуется
трансформировать свои стратегии.
Когда
мы ведем речь о банковских продуктах, то нужно помнить, что популярность любого
из них во многом продиктована рыночной ситуацией. Почему почти все кредитно-финансовые
организации в последние годы так резко «кинулись» в потребительское
кредитование? Дело в том, что любой банк может брать на себя риски только в том
случае, если они перекрываются доходностью. Когда на рынке есть только короткие
и дорогие деньги, то банкам приходится принимать условия игры, если они хотят
стабильно развиваться.
Мы
очень долго наращивали ипотечный портфель, пока хватало для этого фондирования.
Были сделаны большие инвестиции в IT-структуру
банка, создана профессиональная команда, открыты отделения, но все же мы
приостановили эту деятельность в 2009 году, после того, как начали ощущать на
себе последствия мирового кризиса. Мы пользовались инструментами
рефинансирования, однако, несмотря на все усилия, быстро убедились, что маржа в
этом сегменте стала маленькой. И так же, как и многие другие игроки финансового
рынка, мы адаптировали и усовершенствовали свою бизнес-стратегию. Наше внимание
стало сосредотачиваться на развитии кредитования по меньшему чеку, но большими
объемами и с возвратностью средств по всем операциям в течение 2–3 лет.
В
настоящее время мы планируем восстановить свое присутствие в сегменте
ипотечного кредитования, правда, пока не в тех объемах, что раньше.
- В
данный момент получается, что банк в основном занимается потребительским
кредитованием, как и большинство игроков на рынке, правильно?
ЛеусДмитрий Исаакович: - Да, но мы не стоим на месте и планируем расширять свое
присутствие в других сегментах. В настоящий момент потребительское кредитование
является основой нашего портфеля. Но помимо возвращения к ипотеке, мы хотим
серьезно нарастить свое присутствие в сегменте кредитования малого и среднего
бизнеса (МСБ) и далее заняться корпоративным кредитованием.
Как
вы знаете, недавно мы подписали первый контракт с МСП-банком, «дочкой» ВЭБа.
Средства в полном объеме будут направлены на кредитование наших клиентов –
юридических лиц, преимущественно через региональные отделения банка, что, на
мой взгляд, положительно повлияет на экономическое развитие региональной
экономики страны. В планах у банка – продолжить сотрудничество с этой
финансовой организацией и подписать еще несколько контрактов на общую сумму
порядка 3 млрд. рублей.
В
целом, кредитованием МСБ банк занимается достаточно давно. У нас был продукт
под названием «Миллионер», по которому заемщик-собственник бизнеса или
индивидуальный предприниматель мог получить до 1 млн. рублей в зависимости от
критериев кредитования. Соответственно, мы имеем опыт оценки финансового
состояния небольших фирм, у нас сформированы собственные подходы к кредитованию
индивидуальных предпринимателей. Вернуться на этот рынок при достаточном
фондировании даже в условиях неопределенных перспектив российской экономики, о
которой сегодня любят рассуждать различные аналитики, нам несложно.
По
моему глубокому убеждению, банк не должен быть монолайнером. Я понимаю, что
многие коллеги здесь со мной могут не согласиться. Однако мое твердое убеждение
основано на понимании того, что в современных условиях быть эффективным и
одновременно стабильным может только сложный диверсифицированный бизнес. А как
показывает практика, каким бы успешным ни был бизнес у монолайнера, в какой-то
момент регулятору может не понравиться, что у банка большой процент активов
находится в высокомаржинальных продуктах, поскольку всеми признается как
аксиома утверждение о том, что большая доходность в нынешних рыночных условиях
сопряжена с большим риском.
#ДмитрийИсааковичЛеус #ЛеусДмитрий #ДмитрийЛеус #ЛеусДмитрийИсаакович
Комментариев нет:
Отправить комментарий